Выходит с 1939 года
На этой выставке представлен интереснейший пласт искусства Татарстана, отражающий поиски нового художественного языка, соответствующего изменяющимся условиям жизни, дерзким устремлениям художественной молодежи Казани конца 1910-х – 1930-х годов. Новый художественный язык того времени начал формироваться сначала в Казанской художественной школе, а затем в созданных на ее базе Казанских свободных государственных художественных мастерских.
Художники, близкие по своему мировоззрению и художественным устремлениям, создавали в 1920-е годы свои творческие объединения. Сохранившиеся в собрании ГМИИ РТ полотна, не отражая, впрочем, всего спектра созданного в это время казанскими художниками, показывает вершины достижений казанских «левых» в живописи, станковой и книжной графике, плакате, театрально-декорационном искусстве. Первое авангардное объединение Казани союз «Подсолнечник» (1918) представлен живописью своего лидера Констатина Чеботарева, который активно осваивал разнообразные художественные направления от примитивизма до фовизма. Широкое движение ТатЛЕФ (1923-1926), объединявшее художников, литераторов, музыкантов и целые театральные коллективы с активно действовавшим национальным крылом СУЛФ, претворяло в жизнь идеи производственного искусства, которые наиболее ярко проявились в татарской книжной графике. Книжная графика и плакаты одного из самых ярких татарских художников новой формации Фаика Тагирова, вошедшего в историю не только татарского, но и русского советского искусства, демонстрируют созданный им неповторимый стиль, представляющий своеобразный восточный вариант конструктивизма. Молодые художники, подписавшие «Декларацию пяти» (1927), воплощали в своих работах идею «нового реализма в живописи», что убедительно демонстрируют полотна Евгения Александрова и Николая Ломоносова. Новаторское творчество Баки Урманче, на формирование личности которого оказал решающее воздействие известный московский художник-авангардист Александра Шевченко, представлено работами конца 1920-х годов. Рядом с ними живописные полотна и книжная графика его учеников Шакира Мухамеджанова, Дмитрия Красильникова и др. из плеяды молодых татарских художников 1920-х.
Впервые в таком полном объеме на выставке представлено творческое наследие казанского графического коллектива «Всадник» (1920-1924) – одного из немногих в российской провинции 1920-х объединение, программно заявивших о развитии гравюры как самостоятельного искусства. Участники «Всадника» выпустили ряд малотиражных изданий, снабженных авторскими оттисками гравюр. Издания эти получили широкое признание уже в 1920-е годы, а сегодня являются предметом вожделения для музеев и коллекционеров. В творчестве Иллариона Плещинского, Николая Шикалова, Александры Платуновой, Веры Вильковиской и других членов коллектива нашло отражение увлечение немецким экспрессионизмом, оказавшимся созвучным трагическому мироощущению художественной интеллигенции Казани 1920-х. Только на страницах графических альманахов объединения «Всадник» хранятся опыты казанских абстракционистов Михаила Меркушева и Степана Федотова. Яркими страницами деятельности объединения стало сотрудничество с казанским поэтами, для которых Плещинский, Чеботарев, Платунова и др. оформляли поэтические сборники, и с экспериментальным молодежным театром КЭМСТ, для которого они оформили немало спектаклей. С театрами работал и Михаил Барашов.
Как видим, за короткий срок в трудных условиях казанскими художниками было создано достаточно, чтобы говорить о казанском авангарде как о целостном явлении со своими специфическими особенностями, обусловленными взаимовлиянием и сложным синтезом русских и европейских форм авангарда, обогащенных татарскими национальными традициями. Если понятие «русский авангард» сегодня известно всем и подразумевает вполне определенный, ставший традиционным, набор имен и символов, то казанское искусство 1910-х – 1930-х годов, представленное на выставке, демонстрирует, что границы его гораздо шире очерченных Москвой и Петербургом.
Ольга Улемнова